История возникновения

На протяжении II, III и начала IV веков христианскую церковь сотрясали постоянные ереси и расколы, такие как ересь Савеллия, раскол Мелетия, но самое серьёзное и опасное волнение произвел в то время Арий. Арианское учение о сотворённости Иисуса Христа в своих дальнейших выводах вело к уничтожению главного догмата христианства — догмата искупления, а вместе с тем и к низвержению всего христианства. Это учение было тем опаснее, что оно вскоре после своего появления получило значительное распространение и приобрело себе очень многих сторонников. Для разрешения всех спорных вопросов и был созван Вселенский Собор. Первый Вселенский Никейский Собор представляет собою в высшей степени крупное, важное и беспримерное явление в церковной жизни. Ничего подобного ему не было в церковной истории предшествовавших веков. Это было первое открытое, торжественное собрание епископов, собрание не только дозволенное государственною властью, но официально утверждённое ею. По зову императора Константина Великого собрались епископы не одной какой-либо области, но всех стран и народов, епископы всего тогдашнего мира, от крайних границ верхней Фиваиды до стран Готских, от Испании до Персии.

Важнейшим результатом догматической деятельности Первого Вселенского Собора было составление Символа, известного с именем Никейского, которым утверждалась вера в истинно-Божественную сущность Сына Божьего. Изложение в высшей степени полное и изумительно точное. Символ этот охотно принял Император Константин, подписали все члены Собора, вместе с осуждением учения Ария; подписали даже епископы, державшиеся стороны Ария, за исключением только двух Ливийских: Феоны Мармарикского и Секунда Птолемаидского. Упорный в своей ереси Арий предан проклятию и, по велению Императора, сослан в заточение, вместе с двумя Ливийскими епископами; его богохульные сочинения велено предавать огню; скопище его заклеймено позорным именем порфириан, как богоненавистное. По вопросам церковной дисциплины и управления Собор издает 20 правил и разрешает разногласие относительно времени празднования Пасхи. Эти канонические постановления затем бесспорно приняты повсюду и на Западе. Догматическое постановление объявлено Церквам в двух указах: и от лица Собора, и от лица императора.

about_small_1

Никео — Цареградский Символ веры (современный русский перевод)

  • Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  • И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
  • для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
  • распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
  • воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
  • восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
  • и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.

about_small_3

  • И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
  • И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
  • Исповедую единое крещение во оставление грехов.
  • Ожидаю воскресения мёртвых и жизнь будущую. Аминь.

 Хотите больше узнать о Иисусе Христе, о том Кто Он и что Он сделал для каждого из нас …?Узнать больше